Персональный сайт Ананьевой Ирины Васильевны, воспитателя МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Чурачики Цивильского мунициального округа Чувашской Ресублики
Конспект педагогического мероприятия по изобразительной деятельности (рисование цветным песком) в старшей группе.Конспект организованной изобразительной деятельности (рисование цветным песком) по образовательной области: «Художественно-эстетическое развитие» в старшей группе на тему: «Масмак».
Цель: Формировать умение создавать линейный орнамент по мотивам народного искусства (чувашское) с использованием нетрадиционной техники рисования цветным песком. Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Образовательная область: «художественно-эстетическое развитие». Интеграция с образовательными областями: «познавательное развитие»; социально-коммуникативное развитие; «речевое развитие»; «физическое развитие». Материалы и оборудование: Мультимедийный проектор, экран, слайд-презентация, музыкальное сопровождение, песочный стол, кварцевый песок, цветной песок 2 цветов (зеленый, желтый цвет), головная повязка «масмак», дидактическая игра «Что обозначает узор», шаблон повязки «масмак» на клейкой основе размером 7,5*20 см., деревянная палочка с заострённым концом, разовые ложки и тарелки, клеёнка. Предварительная работа с детьми: Рассматривание чувашской национальной одежды. Чтение предания «Много солнц обогревают вспаханную землю», чтение чувашской легенды о масмак, рассматривание иллюстраций из книги «Загадочный мир народных узоров» Л.Г.Васильевой. Рисование отдельных элементов узора. Проигрывание игры «Найди узор», «Составь узор». Использование чувашских подвижных, малоподвижных игр. Целевая группа: 5-6 лет. Форма организации: подгрупповая. Количество детей: 6 детей. Методические приемы: - Словесные: объяснение, уточнение, беседа, художественное слово, вопросы, оценка деятельности детей, ситуация успеха. - Наглядные: слайды презентации, демонстрация повязки «масмак». - Практические: работа с песком на столе с подсветкой, работа с цветным песком – рисование. - Игровые: создание проблемной игровой ситуации, её решение, физкультминутка «Солнышко». Ход занятия. К детям приходит воспитатель в чувашском национальном костюме. В.: Здравствуйте ребята. Д.: Здравствуйте, Ирина Васильевна. В.: Ребята, вы обратили внимание, что я сегодня одета необычно. Д.: Ответы детей. В.: Какой костюм на мне? Д.: Чувашский национальный костюм. В.: Вам нравится мой наряд? Д.: Ответы детей. В.: Ребята, а где ещё можно увидеть чувашский наряд? Д.: Ответы детей (музей) В.: Правильно, музей. В каждом городе, селе есть дом, где собраны и хранятся старинные вещи, изготовленные мастерами и мастерицами. И в нашем детском саду есть мини- музей, где вы не раз бывали. В.: И сегодня я приглашаю вас посетить наш музей, чтобы подобрать мне головную повязку к этому костюму. Вы согласны? (ответы детей) (Воспитатель и дети проходят в музей детского сада) В.: Вот мы и в музее. Ребята, осмотритесь и помогите мне подобрать повязку. (дети находят головную повязку и передают воспитателю) В.: Ребята, вы знаете, что это такое? Д.: Ответы детей. Это повязка «масмак». В.: Почему повязку так назвали? Д.: В честь девочки Масмак, которая вышила на холсте узоры цветными нитками и подарила маме. В.: Ребята, а кто же носил масмак? Д.: Ответы детей. В.: Кто из вас знает, для чего носили масмак? Д.: Ответы детей. В.: "Масмак" - это женская налобная и головная повязка с вышитыми на ней чувашскими узорами, которая защищала девушку от всего плохого. (Воспитатель показывает детям свою повязку и рассказывает). Посмотрите, какой красивый узор вышит на ней. Как вы думаете, что он означает? Д.: Ответы детей В.: Всё, что нас окружает – солнце, луна, звёзды, леса и поля, горы, реки и моря, птицы, рыбы – всё это отражалось в чувашских узорах. Д.: Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Что обозначает узор?» (Дети подходят к столу, берут по одной карточке и отгадывают, что обозначает данный узор. Изображения: солнце, дом, животное, дерево, гора) Д.: Молодцы, ребята. Вы всё правильно назвали. Все эти узоры можно увидеть на масмаке. В. Ребята, а вы хотите сделать красивую повязку своими руками? Д.: Да. В.: Тогда я приглашаю вас в волшебную песочную мастерскую, где мы будем рисовать масмак цветным песком. (Дети одевают фартук и нарукавники) Но перед тем, как начать рисовать мы должны поздороваться с песком и вспомнить правила игры с ним: 1. Нельзя брать песок в рот – можешь подавиться! 2. Нельзя бросать песок в лицо – можешь повредить глаза! 3. Нельзя вдыхать песок – можешь задохнуться! 4. При игре с песком у детей всегда должны быть чистые руки и носики. 5. После игры с песком – помой руки! В.: Молодцы, все правила помните. (Воспитатель приглашает детей к песочнице). Подойдите все к волшебному столу. Дети вытягивают руки над песочницей ладонями вниз, произносят волшебные слова: В ладошки наши посмотри, В них доброту, любовь найди. Здороваться с песком мы с вами будем по-разному. Мы будем дотрагиваться до песка разными способами: дотроньтесь до песка пальчиками правой руки, а теперь пальчиками левой руки. А теперь поздоровайтесь ладошками. Хорошо! Возьмите в ладошку немного песка, сожмите сильно кулачок, затем медленно высыпайте песок обратно. Погладьте песочек, еле касаясь ладошками. А теперь отряхните ручки (растирают). В.: Отлично, молодцы ребята! Как замечательно мы поздоровались с песком! Песочек почувствовал теплоту ваших рук и передал волшебную силу вашим пальчикам. В.: А теперь приглашаю вас занять свои рабочие места в мастерской, где мы будем рисовать «масмак». (Дети занимают свои места за столом перед мультимедийным экраном). Слайд 1 В.: Посмотрите на экран. «Масмак» мы украсим вот таким узором. Ребята, кто знает, что обозначает этот узор? Д.: Ответы детей. В.: Правильно, солнце. На что похожи лучики солнца? Д.: Ответы детей. В.: Да, правильно, лучи солнца похожи на треугольники, вращающиеся по кругу. Какого цвета лучики солнца? Д.: Ответы детей. Слайд 2 В.: Ребята, мы свами будем рисовать не одно, а три солнца. Потому что на «масмаке» можно увидеть повторяющиеся узоры. Слайд 3 В.: Ребята, у вас у каждого на столах лежат шаблоны повязки «масмак» на клейкой основе, цветной песок двух цветов и всё необходимое для работы. Рисовать мы начнём с более тёмного цвета (зелёный). Слайды 4,5 С противоположных треугольников при помощи деревянных палочек аккуратно снимайте защитный слой бумаги. Слайд 6 Затем при помощи ложечки засыпайте клейкую часть песком зелёного цвета так, чтобы бумага под ним не просвечивала. Старайтесь заполнять треугольники полностью без пробелов. Излишки песка стряхивайте в тарелочку. Слайд 7 Такую же работу проделайте с другими двумя солнцами. Слайд 8 Затем снимайте защитный слой бумаги с тех треугольников, которые должны быть закрашены жёлтым песком. Слайд 9 Засыпайте клейкую основу жёлтым песком. Излишки песка стряхните в другую тарелку. Слайд 10 Снимая защитную плёнку с оставшихся треугольников, аккуратно их закрасьте. Слайд 11 Аккуратно отсыпьте лишний песок с работы. Песочный рисунок готов! Ребята, давайте закрепим этапы работы. Д.: Снять защитный слой бумаги, засыпать песочком зелёного цвета. Излишки песка стряхнуть на тарелку. Затем приступить к рисованию жёлтым песком: снять защитный слой бумаги, засыпать жёлтым песком. Излишки стряхнуть в другую тарелочку. В.: Молодцы, всё правильно запомнили. Прежде чем приступить к работе, предлагаю размяться. Физкультминутка «Солнышко». Вот так солнышко встаёт, Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх. Потянуться) К ночи солнышко зайдёт Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки. Руки опустить через стороны на пол) Хорошо, хорошо, Солнышко смеётся. (Руки на поясе. Повороты вправо, влево) А под солнышком нам всем Весело живётся. (Хлопают в ладоши. Улыбаются) В.: Ребята, а теперь приступим к рисованию повязки «масмак». (Самостоятельная деятельность детей. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь затрудняющемуся в работе ребенку.) В.: Ребята, посмотрите, какие красивые повязки получилась! Покажите друг другу. В.: Вам понравилось работать в песочной мастерской? Д.: Ответы детей. В. Что больше всего понравилось? Д.: Ответы детей. В.: Вам понравилось рисовать повязку «масмак» цветным песком? Д.: Ответы детей. В.: А каким узором украсили масмак? Д.: Ответы детей. В.: Хотели бы вы и дальше рисовать песком? Д.: Ответы детей. В.: Мы обязательно продолжим рисовать песком при следующих встречах с вами. Все головные повязки получились красивыми. Я предлагаю подарить масмак вашим мамам, думаю, что они очень понравятся им. А теперь мы должны попрощаться с волшебным песком. Подойдите к песочнице. (Дети вытягивают руки над песочницей ладонями вниз, произносят волшебные слова) Спасибо, милый наш песок, Спасибо, милый наш дружочек! В.: Ребята, мне с вами было очень интересно. Никогда не забывайте культуру и традиции ваших бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Цените то, что они вам оставили в наследство. Тогда и вы вырастите настоящими добрыми людьми. А теперь давайте возьмёмся за руки и выполним последнее правило при работе с песком - помыть руки. Список литературы:
12 февраля 2022 в 21:58
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.