Персональный сайт Ананьевой Ирины Васильевны, воспитателя МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Чурачики Цивильского мунициального округа Чувашской Ресублики

Конспект педагогического мероприятия по изобразительной деятельности (рисование цветным песком) в старшей группе.

Конспект организованной изобразительной деятельности (рисование цветным песком) по образовательной области: «Художественно-эстетическое развитие» в старшей группе на тему: «Масмак».

 

Цель: Формировать  умение создавать линейный орнамент по мотивам народного искусства (чувашское) с использованием нетрадиционной техники рисования цветным песком.

Образовательные задачи:

  1. формировать умение составлять чувашский узор на полосе;
  2. учить рисовать элемент чувашского узора: «солнце» с применением цветного песка;
  3.  закреплять знания детей об элементах чувашского женского костюма («масмак» - налобная повязка);
  4. закреплять последовательность работы с песком;

Развивающие задачи:

  1. Развивать познавательные процессы и речь;
  2. Развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность путём различных движений и упражнений с песком;
  3. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность;
  4. Обогатить словарь детей следующими словами и выражениями: «масмак», «налобная повязка»

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать культуру поведения;
  2. Воспитывать аккуратность, самостоятельность и интерес к нетрадиционному рисованию – рисованию песком;
  3. Вызвать эмоциональный отклик на изделия чувашского декоративно-прикладного искусства (вышивке);
  4. Воспитывать   уважение к национальным обычаям, традициям, добрые уважительные  отношения к людям труда, интерес к изделиям чувашских мастериц-вышивальщиц.

Образовательная область: «художественно-эстетическое развитие».

Интеграция с образовательными областями: «познавательное развитие»; социально-коммуникативное развитие; «речевое развитие»; «физическое развитие».

Материалы и оборудование: Мультимедийный проектор, экран, слайд-презентация, музыкальное сопровождение, песочный стол, кварцевый песок, цветной песок 2 цветов (зеленый, желтый цвет), головная повязка «масмак», дидактическая игра  «Что обозначает узор»,  шаблон повязки «масмак» на клейкой основе размером 7,5*20 см., деревянная палочка с заострённым концом,  разовые ложки и тарелки, клеёнка.

Предварительная работа с детьми: Рассматривание чувашской национальной одежды. Чтение предания «Много солнц обогревают вспаханную землю», чтение  чувашской легенды о масмак,  рассматривание иллюстраций из книги «Загадочный мир народных узоров» Л.Г.Васильевой.  Рисование отдельных элементов узора. Проигрывание игры «Найди узор», «Составь узор». Использование чувашских подвижных, малоподвижных игр.

Целевая группа: 5-6 лет.

Форма организации: подгрупповая.

Количество детей: 6 детей.

Методические  приемы:

- Словесные: объяснение, уточнение, беседа, художественное слово, вопросы, оценка деятельности детей, ситуация успеха.

-  Наглядные: слайды презентации, демонстрация повязки «масмак».

Практические: работа с песком на столе с подсветкой, работа с цветным песком – рисование.

- Игровые: создание проблемной игровой ситуации, её решение, физкультминутка «Солнышко».

Ход занятия.

К детям  приходит воспитатель в чувашском национальном костюме.

В.: Здравствуйте ребята.

Д.: Здравствуйте, Ирина Васильевна.

В.: Ребята, вы обратили внимание, что я сегодня одета необычно.

Д.: Ответы детей.

В.: Какой костюм на мне?

Д.: Чувашский национальный костюм.

В.: Вам нравится мой наряд?

Д.: Ответы детей.

В.: Ребята, а где ещё можно увидеть чувашский наряд?

Д.: Ответы детей (музей)

В.:  Правильно, музей. В каждом городе, селе есть дом, где собраны и хранятся старинные вещи, изготовленные мастерами и мастерицами. И в нашем детском саду есть мини- музей, где вы не раз бывали.

В.: И сегодня я приглашаю вас посетить наш музей, чтобы подобрать мне головную повязку к этому костюму. Вы согласны? (ответы детей)

(Воспитатель и дети проходят в музей детского сада)

В.: Вот мы и в музее. Ребята, осмотритесь и помогите мне подобрать повязку.

(дети находят головную повязку и передают воспитателю)

В.:  Ребята, вы знаете, что это такое?

Д.: Ответы детей. Это повязка «масмак».

В.: Почему повязку так назвали?

Д.: В честь девочки Масмак, которая вышила на холсте узоры цветными нитками и подарила маме.

В.: Ребята, а кто же носил масмак?

Д.: Ответы детей.

В.: Кто из вас знает, для чего носили масмак?

Д.: Ответы детей.

В.: "Масмак" - это женская налобная и головная повязка с вышитыми на ней чувашскими узорами, которая защищала девушку от всего плохого. (Воспитатель показывает детям свою повязку и рассказывает). Посмотрите, какой красивый узор вышит на ней. Как вы думаете, что он означает?

Д.: Ответы детей

В.: Всё, что нас окружает – солнце, луна, звёзды, леса и поля, горы, реки и моря, птицы, рыбы – всё это отражалось в чувашских узорах. 

Д.: Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Что обозначает узор?»

(Дети подходят к столу, берут по одной карточке и отгадывают, что обозначает данный узор. Изображения: солнце, дом, животное, дерево, гора)

Д.: Молодцы, ребята. Вы всё правильно назвали. Все эти узоры можно увидеть на масмаке.

В.  Ребята, а вы хотите сделать красивую повязку своими руками?

Д.: Да.

В.: Тогда я приглашаю вас в  волшебную песочную мастерскую, где мы будем рисовать масмак цветным песком.

(Дети одевают фартук и нарукавники)

Но перед тем, как начать рисовать мы должны поздороваться с песком и вспомнить правила игры с ним:

1. Нельзя брать песок в рот – можешь подавиться!

2. Нельзя бросать песок в лицо – можешь повредить глаза!

3. Нельзя вдыхать песок – можешь задохнуться!

4. При игре с песком у детей всегда должны быть чистые руки и носики.

5. После игры с песком – помой руки!

В.: Молодцы, все правила помните.

(Воспитатель приглашает детей к песочнице). Подойдите все к волшебному столу. Дети вытягивают руки над песочницей ладонями вниз,  произносят волшебные слова:

В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди.

 Здороваться с песком мы с вами будем по-разному. Мы будем дотрагиваться до песка разными способами: дотроньтесь до песка пальчиками правой руки, а теперь пальчиками левой руки. А теперь поздоровайтесь ладошками. Хорошо!  Возьмите в ладошку немного песка, сожмите сильно кулачок, затем медленно высыпайте песок обратно. Погладьте песочек, еле касаясь ладошками. А теперь отряхните ручки (растирают).

В.: Отлично, молодцы ребята! Как замечательно мы поздоровались с песком! Песочек почувствовал теплоту ваших рук и передал волшебную силу вашим  пальчикам.

В.: А теперь приглашаю вас занять свои рабочие места в мастерской, где мы будем рисовать «масмак». (Дети занимают свои места за столом перед мультимедийным экраном). 

Слайд 1

В.: Посмотрите на экран. «Масмак» мы украсим вот таким узором. Ребята, кто знает, что обозначает этот узор?

Д.: Ответы детей.

 В.: Правильно, солнце. На что похожи лучики солнца? 

Д.: Ответы детей.

В.: Да, правильно, лучи солнца похожи на треугольники, вращающиеся по кругу. Какого цвета лучики солнца?

Д.: Ответы детей.

Слайд 2

В.: Ребята, мы свами будем рисовать не одно, а три солнца. Потому что на  «масмаке» можно увидеть повторяющиеся узоры.

Слайд 3

В.: Ребята,  у вас у каждого на столах лежат шаблоны повязки «масмак» на клейкой основе, цветной песок двух цветов и всё необходимое для работы. Рисовать мы начнём с более тёмного цвета (зелёный).

Слайды 4,5

 С противоположных треугольников при помощи деревянных палочек аккуратно снимайте защитный слой бумаги.

Слайд 6

 Затем при помощи ложечки засыпайте клейкую часть песком зелёного цвета так, чтобы бумага под ним не просвечивала. Старайтесь заполнять треугольники полностью без пробелов. Излишки песка стряхивайте в тарелочку.

Слайд 7

Такую же работу проделайте  с другими двумя солнцами.

Слайд 8

Затем снимайте защитный слой бумаги с тех треугольников, которые должны быть закрашены жёлтым песком.

Слайд 9

Засыпайте клейкую основу жёлтым песком. Излишки песка стряхните в другую тарелку.

Слайд 10

Снимая защитную плёнку с оставшихся треугольников, аккуратно их закрасьте.

Слайд 11

Аккуратно отсыпьте лишний песок с работы. Песочный рисунок готов!

Ребята, давайте закрепим этапы работы.

Д.: Снять защитный слой бумаги, засыпать песочком зелёного цвета. Излишки песка стряхнуть на тарелку. Затем приступить к рисованию жёлтым песком: снять защитный слой бумаги, засыпать жёлтым песком. Излишки стряхнуть в другую тарелочку.

В.: Молодцы, всё правильно запомнили. Прежде чем приступить к работе, предлагаю размяться.

Физкультминутка «Солнышко».

Вот так солнышко встаёт,

Выше, выше, выше.

(Поднять руки вверх. Потянуться)

К ночи солнышко зайдёт

Ниже, ниже, ниже.

(Присесть на корточки. Руки опустить через стороны на пол)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеётся.

(Руки на поясе. Повороты вправо, влево)

А под солнышком нам всем

Весело живётся.

(Хлопают в ладоши. Улыбаются)

В.: Ребята, а теперь приступим к рисованию  повязки «масмак».

(Самостоятельная деятельность детей. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь затрудняющемуся в работе ребенку.)

В.: Ребята, посмотрите, какие красивые повязки получилась! Покажите друг другу.

В.: Вам понравилось работать  в песочной мастерской?  

Д.: Ответы детей.

В. Что больше всего понравилось?

Д.: Ответы детей.

 В.: Вам понравилось рисовать повязку «масмак» цветным песком?

Д.: Ответы детей.

В.: А каким узором украсили масмак?

Д.: Ответы детей.

В.: Хотели бы вы и дальше рисовать песком?

Д.: Ответы детей.

В.: Мы обязательно продолжим  рисовать песком при следующих встречах с вами.

Все головные повязки получились  красивыми. Я предлагаю подарить  масмак вашим мамам, думаю, что они очень понравятся им.

А теперь мы должны попрощаться с волшебным песком. Подойдите к песочнице. (Дети вытягивают руки над песочницей ладонями вниз,  произносят волшебные слова)

Спасибо, милый наш песок,

Спасибо, милый наш дружочек!

В.: Ребята, мне с вами было очень интересно. Никогда не забывайте культуру и традиции ваших бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Цените то, что они вам оставили в наследство. Тогда и вы вырастите настоящими добрыми людьми. А теперь давайте возьмёмся за руки и выполним последнее правило при работе с песком  - помыть руки.

Список литературы:

  1. Л.Г. Васильва. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. –Чебоксары: Новое время,  2006 г.
  2. Л.Г. Васильева. Загадочный мир чувашских узоров. – Чебоксары: Новое время, 2006 г.



12 февраля 2022 в 21:58

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.