Персональный сайт Ананьевой Ирины Васильевны, воспитателя МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с.Чурачики Цивильского мунициального округа Чувашской Ресублики

Конспект педагогического мероприятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Волшебница соль».

 Образовательная область: «познавательное развитие; интеграция с образовательными областями: «художественно-эстетическое развитие»; социально-коммуникативное развитие; «речевое развитие»; «физическое развитие».

  Цель: развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью. 
   Задачи:

- образовательные: познакомить детей со свойствами соли и нестандартными способами её использования;

- развивающие: развивать познавательную активность, творческое воображение, мышление, умение устанавливать причинно-следственную связь; развивать навыки экспериментирования; развивать речевую активность, мелкую моторику рук;

 - воспитательные: формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления;  воспитывать аккуратность, самостоятельность. 

Методы и приемы:
- практические: опыты с солью, декорирование баночек цветной солью;
- наглядные: презентации, наблюдение;
- словесные: беседы, рассказ воспитателя, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы. 
 Используемые игры, творческая и экспериментальная деятельность:  экспериментальная деятельность «Растворение соли», «Плавающее яйцо»,  «Кристаллы соли окрашиваются и передают цвет друг другу», дидактическая игра «Четыре волшебных мешочка», презентация, пальчиковая игра «Капуста», изготовление поделок из окрашенной соли.

Оборудование:  ноутбук, слайды по ознакомлению с солью, клеёнчатые фартуки для каждого ребенка, баночки с солью и с сахаром,  одноразовые тарелки, одноразовые стаканы с водой, соль, ложки, яйца, влажные салфетки, скатерть, стеклянная ваза, воронки, гуашь,  мешочки с солью,  камешками, синтепоном, мукой

Ход НОД

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Я шла к вам, в детский сад, с чудесным настроением, и хочу им поделиться с вами. Давайте возьмёмся  за руки, посмотрите  друг на друга и подарите  свои улыбки. Теперь я вижу, что и у вас отличное настроение. 
- Ой, ребята, я же самое главное забыла вам сказать! Когда я шла к вам в детский сад, услышала разговор поваров…
- Ребята, повара перепутали баночки и не могут найти продукт, без которого обед будет не вкусный, но я их успокоила и сказала, что дети старшей группы обязательно разберутся в этом вопросе. 

- Поможем поварам? (ответы детей) 
- Послушайте и отгадайте загадки:

«Отдельно я не так вкусна,

зато красива, солона,

   и в пище каждому нужна? (соль) (ответы детей) 

«Что же это за песочек,

  сладок с ним у нас чаёк,

в каждой кухне проживает,

всем хозяйкам угождает? (сахар) (ответы детей) 

- Посмотрите внимательно, какого цвета сахар и соль? (ответы детей) 
- Одинаковый? 
- А чем отличается соль от сахара? (ответы детей) 
- Давайте сравним по запаху? (ответы детей) 
- А какие эти вещества на ощупь? (ответы детей) 
- А как же нам всё-таки определить, где соль, а где сахар? (ответы детей) 
Давайте попробуем на вкус. 
- Отличается ли соль от сахара по вкусу? (ответы детей) 
- Итак, мы определили, что в одной баночке соль, а в другой сахар. А чтобы повара больше их не перепутали, мы наклеим надписи  на банки. Вот теперь повара смогут приготовить вкусный обед. 
- А вы хотели бы узнать о соли ещё много интересного? (ответы детей) Подойдите поближе, посмотрите:
Воспитатель показывает на ноутбуке презентацию «Соленая история».

Соленаяистория

- Ребята, а ещё соль - волшебница. 
- Вы хотите в этом убедиться? (ответы детей) 
А для этого нам нужно превратиться в «учёных», и начать проводить опыты в лаборатории с солью. А, чтобы в нее попасть, нужно вспомнить правила работы в лаборатории.

Дети проговаривают правила нахождения в лаборатории. Одевают фартуки. Проходят в «лабораторию».

Правила безопасности для детей:

1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому участнику.
2.Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.
3.Каждую вещь клади на место.
4.Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно.
5.Делать все нужно дружно!

- Ну, а для начала давайте поиграем в игру «Четыре волшебных мешочка».

Дидактическая игра «Четыре волшебных мешочка»

Воспитатель достает четыре мешочка разного цвета, в которых находятся соль, синтепон, камешки, мука. Предлагается ребятам определить на ощупь, в котором из них находится соль.

- А сейчас ребята самое время определить опытным путем некоторые свойства соли.

Опыт «Растворение соли»

- Перед вами 2 стакана с водой и обычная пищевая соль. Насыпьте в один из них три ложки соли и размешайте.

Педагог задает детям вопросы:

- Что стало с солью?

- Что стало с водой?

- Какая вода теперь на вкус?

Выслушивает ответы детей. Делают совместный вывод.

Вывод: соль растворяется в воде и передает свой соленый вкус воде.

- Свойство соли – растворение в жидкостях и передача вкуса используется поварами в приготовлении пищи. Давайте и мы сейчас побудим поварятами, приготовим вкусную капусту.

Пальчиковая гимнастика «Капуста». 
Мы капусту рубим- рубим, 
(размашистые движения руками, как топором) 

Мы капусту режем-режем,

(энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)

Мы морковку трем-трем,

(растирание левой ладони правым кулачком)

Мы капусту солим-солим, 
(«берут» щепотку соли и «солят») 
Мы капусту жмём-жмём. 
(сгибание и разгибание кистей рук)

 

- А сейчас ребята мы познакомимся еще с одним свойством соли.

Опыт «Плавающее яйцо»

- Итак, у нас получилась в одном стакане пресная вода, а в другом солёная, а теперь опустите в оба стакана по одному яйцу и посмотрите, что происходит? 
Выслушивает ответы детей. Делают совместный вывод.

Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»).  Поэтому, в морской воде плавать легче, чем в пресной воде. 

Опыт «Кристаллы соли окрашиваются и передают цвет друг другу» - Ребята,перед вами блюдца с солью и жидкая гуашь. Давайте капнем краску на соль с одного края блюдца и понаблюдаем, что с ней станет.

Дети наблюдают, как кристаллы соли окрашивают друг друга, делают выводы, делятся впечатлениями.

- Давайте, теперь применим это волшебное свойство соли для изготовления красивых поделок. Для этого нам необходимо окрасить соль в различные цвета с помощью гуаши. Затем просушить ее, растолочь и засыпать в красивые емкости с помощью воронок.

  Воспитатель показывает технологию окрашивания соли.

- Теперь окрашенную соль необходимо просушить, но это займет время. Поэтому я уже окрасила и просушила соль, а вам осталось засыпать в емкости. А соль, которую мы сейчас окрасили, вы сможете использовать потом для изготовления новых поделок.

- Теперь ребята перейдем к самому интересному. Созданию рисунков из соли. Для этого мы возьмем воронки, вставим в емкость и с помощью ложек и будем поочередно засыпать окрашенную соль.

Дети засыпают соль  в емкости.

- Смотрите, какие у вас получились красивые, радужные вазы. Вам нравится? 
- Увы,  ребята, нам пора возвращаться в группу, а эти вазы мы подарим нашим гостям. Нам пора превращаться в детей, снимем фартуки, помогите друг другу. 
Вопросы воспитателя:
- Понравилось вам в лаборатории? 
(ответы детей) 
- Как вы думаете, какая соль? 
- Как и где мы можем использовать соль? (ответы детей) 
- Что нового вы узнали о соли? 
(ответы детей) 
Воспитатель подводит итог, обобщает полученные знания детей, хвалит детей. 
- Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий.  А сейчас пойдемте и расскажем о своих открытиях другим детям из вашего детского сада.

13 февраля 2022 в 10:05

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.